Вы здесь
Главная > Общество > В Смоленской области погибает уникальный памятник промышленной архитектуры

В Смоленской области погибает уникальный памятник промышленной архитектуры

В городе Ярцево буквально разваливается комплекс зданий бывшей Хлудовской мануфактуры. Нынешние владельцы не заинтересованы в эксплуатации этих помещений. Позапрошлым летом в историческом корпусе произошёл пожар и уже две зимы он стоит без кровли. Между тем, это здание является объектом культурного наследия — значит, подлежит государственной охране.

Комплекс зданий бумагопрядильной фабрики был построен в Ярцеве в XIX веке купцом первой гильдии Алексеем Хлудовым по английскому проекту и с помощью английских же инженеров. Вскоре это предприятие стало ведущим промышленным центром Смоленской губернии. Собственно, и сам город Ярцево возник благодаря этой фабрике — ранее здесь была просто одна из деревень Духовщинского уезда. Благодаря «инвестору» Хлудову здесь появилась фабрика, которая затем стала градообразующим орденоносным предприятием с десятитысячным коллективом. Было это давно: и хлудовская фабрика, и орденоносный комбинат остались в прошлом. Напоминанием о былом величии остался «Ярцевский Биг-Бен»: знаменитая башня с часами.

Фабрика на рубеже XIX-XX веков; фото местного музея

Официальным годом её постройки считается 1873-й. Фабрика неоднократно перестраивалась, а в годы войны была почти полностью уничтожена во время 83-дневной обороны Ярцева. То, что мы можем видеть сегодня — лишь малая часть старинного корпуса и знаменитая башня. Башня является символом Ярцева, хотя часы на ней давно не работают — механизм утрачен, а само строение обветшало, подверглось разграблению и поросло молодыми берёзками.

Эти мощные стены выдержали немецкие бомбардировки…

Охраняемый статус этому промышленному комплексу был присвоен ещё в 1974 году решением Смолоблисполкома. Недавно этот статус был подтверждён: в 2016 году приказом Министерства культуры остатки фабричного корпуса с башней зарегистрировали в государственном реестре объектов культурного наследия.

Охранная табличка висит — этим всё и ограничилось.

В советские годы исторический корпус находился в составе Ярцевского ордена Ленина хлопчатобумажного комбината и эксплуатировался. Затем, после приватизации, оказался в собственности ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат». Но для нужд производства этот корпус не задействовался, и со временем его отключили от всех коммуникаций.

Этот корпус долгое время не эксплуатируется

О статусе исторического здания всё это время предпочитали не вспоминать. Для собственника это была лишняя головная боль, для местных властей — ненужный балласт. Тем временем, мощные дореволюционные стены ветшали, кирпичи продолжали сыпаться вниз, а берёзы из потрескавшейся кладки продолжали расти вверх. По корпусу начали рыскать охотники за металлоломом, несмотря на то, что здание находится в охраняемой промышленной зоне и свободного доступа туда нет.

Эти чугунные лестницы уже исчезли. Вероятно, их сдали в утиль. Фото 2007 года.

В результате случилось то, что рано или поздно должно было случиться: в июле 2021 года в «хлудовском» корпусе произошёл пожар. Когда сгоревшие конструкции разгребли, то оказалось, что у здания уничтожена кровля, а также повреждена часть второго этажа. С тех пор исторический объект открыт всем ветрам и уже две зимы подряд подвергается разрушающему воздействию осадков.

К слову, конкретных виновников пожара так и не нашли. После случившегося Ярцевская межрайонная прокуратура проводила проверку. Её результаты читаются как диагноз:

«Выявлены нарушения, которые стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» требований законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, что может повлечь негативные последствия и привести к полной утрате объекта защиты».

В итоге всё ограничилось бумажным реагированием. Владельцам здания было выдано «представление об устранении нарушений». В полицию направлялись материалы «для решения вопроса об осуществлении уголовного преследования неустановленного лица по ч. 2 ст.167 УК РФ» (имеется в виду — найти и наказать виновных в повреждении имущества). На том всё и закончилось: ни о каких уголовных делах не сообщалось, а само здание так и осталось стоять «частично обгоревшим». Без крыши и без перспектив.

После пожара 2021 года: крыша уже отсутствует

Впрочем, собственники исторического здания вскоре отреагировали, причём неожиданным образом. После упомянутого пожара, летом 2021 года, директор ООО «Ярцевский ХБК» направил главе района Владимиру Макарову обращение. Суть его можно выразить просто: «заберите своё историческое наследие даром!». Сейчас бывший комбинат занимается тем, что сдаёт свои площади в аренду. Исторический корпус, в котором ранее располагался отдел главного механика, по назначению не используется, а содержать его убыточно.

В этом письме, помимо прочего, упоминался интересный факт. Оказывается, ещё в 2004 году ОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» дал заключение о неудовлетворительном состоянии имущества. То есть на протяжении многих лет всем прекрасно известно, что здание рушится.

Так несколько лет назад выглядели изнутри башенные часы; фото автора

Для коммерческой фирмы такая историческая развалина — лишняя головная боль. Поэтому генеральный директор ХБК предложил администрации Ярцевского района: «просим принять безвозмездно в муниципальную собственность». И добавил: если не хотите принимать сами — подскажите, куда обратиться, чтобы избавиться от этой башни…

Разумеется, муниципальные власти вежливо отказались. Содержать такую махину — удовольствие не из дешёвых. Рассудили так: раз это памятник «регионального значения», то пусть этой проблемой занимается регион. То есть областное управление по культурному наследию (оно почему-то называется «главное управление», словно есть ещё «не главные»). Впрочем, будь управление хоть главным, хоть верховным, хоть наиглавнейшим — результат пока нулевой.

После революции эти часы играли мелодию «Интернационала»

Сейчас на старой Хлудовской фабрике полная тишина — только слышно, как иногда падают кирпичи. Время беспощадно: дореволюционный корпус успешно продолжает разваливаться. На этом фоне заключение из прокурорской проверки — «может привести к полной утрате объекта» — звучит уже не предупреждением, а пророчеством.

Источник

Top
Яндекс.Метрика