Вы здесь
Главная > Общество > «Точка на карте». Аэродром «Южный» в Смоленске рискует уйти в прошлое

«Точка на карте». Аэродром «Южный» в Смоленске рискует уйти в прошлое

Аэроклуб «Полёт» и его головная структура – региональное отделение ДОСААФ России – последний безвозмездный арендатор аэродрома «Смоленск-Южный». С недавних пор территория отдана во временное владение компании из Севастополя. По Смоленску поползли слухи, что эта фирма положила глаз на земли и планирует начать там застройку. Выясняем, насколько они оправданы.

Аэродром «Смоленск-Южный» — это 1,3 тыс кв. м. земли, расположенных между Рославльским и Киевским шоссе. С правовой точки зрения имущественный комплекс имеет трех собственников. Некогда функционировавший в Смоленске аэропорт, из которого можно было гражданскими рейсами летать в соседние города, находится в частной собственности и принадлежит смоленскому бизнесмену Юрию Березину. Он представляет собой здание аэровокзала и вертолетную площадку.

Взлетно-посадочная и рулежные полосы, а также летное поле – это аэродром, который находился в собственности Росимущества, и который до недавнего времени был в безвозмездном пользовании ДОСААФ.

Наконец, сравнительно небольшой участок в южной части комплекса также находится в частной собственности. На нем хозяйствует дочерняя структура Смоленского регионального отделения ДОСААФ – аэроклуб «Полёт».

 

 

 

 

Земли «в подвешенном состоянии»

Шум вокруг сдачи аэродрома в аренду подняла газета «Смоленская правда». Как выяснил депутат областной Думы Олег Копыл, в конце 2021 года межтерриториальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях провело аукцион на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества. Победитель аукциона получил в пользование взлётно-посадочную полосу, рулежные дорожки и летное поле. Арендатором выступило некое ООО «Фирма «РИОН», которое никакого отношения к авиации не имеет. Олег Копыл предположил, что эта площадка впоследствии будет использована под жилищное строительство.

Вот как эту информацию прокомментировали в Доме Советов:

«По данным Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, земельный участок, на котором расположен аэродром «Южный», включающий в себя взлетно-посадочную полосу, не сдан в аренду и по-прежнему находится в федеральной собственности. Взлетно-посадочная полоса вместе с рулежной дорожкой сданы в аренду для использования по назначению. Земля аэродрома по договору аренды к объектам не прилагается. Это значит, что использовать полосу для строительства магазина или жилого дома не получится. В рамках договора арендатор обязан поддерживать объект в надлежащем состоянии».

Из ответа чиновников следует, что ООО «Фирма «РИОН» взяло в аренду не собственно земельный участок, а объекты недвижимости, которые можно использовать только по целевому назначению. А само летное поле, якобы, земельным участком в договоре аренды не значится.

Но что на практике? И зачем ООО «Фирма «РИОН», которое не имеет отношения к авиации и занимается управлением недвижимостью, понадобился аэродром? Тем более, что арендатор, судя по всему, ни с кем не объяснялся и свои планы не афишировал.

Как следует из открытых баз данных, директором и учредителем фирмы является некто  Артем Олегович Совершенный. При этом некто Олег Викторович Совершенный (1967 года рождения) в свое время работал в управлении Росреестра по Москве, руководил управлением имущества Минобороны России на Северном Кавказе и другими подобными структурами. Совпадение?

…Аэродром превращается…

Земли аэродрома – последние нетронутые массированной застройкой в черте Смоленска. К тому же, имеют прекрасный выход на две крупных транспортных артерии города – Рославльское и Киевское шоссе, связанные с центром. В нескольких километрах – окружная дорога. Для строительства жилья и торгово-развлекательного комплекса лучше места не придумать. При нужных связях в Росимуществе (читаем выше) — вопрос вполне решаемый.

А если территорию аэродрома как следует «подготовить» к смене профиля — то есть запустить, превратив его то ли в лес, то ли в пустырь, то через несколько лет смоляне сами криком закричат, чтобы эту «заброшку», наконец, привел в порядок какой-нибудь инвестор. В новейшей истории Смоленска такое уже было. Вспомнить хотя бы Парк 1100-летия Смоленска, где вопреки протестам местных жителей начали строить «Гиперглобус». В пользу этого сценария – и сомнительные достижения не поприще авиации прежнего пользователя участка в лице ДОСААФ.

«Насколько мне известно, ДОСААФ получил полосу в пользование в 2010 году, до этого аэродром эксплуатировало ЗАО “СмоленскАэротранс”, — рассказывает руководитель частного аэроклуба Кирилл Солок. — За это время вся инфраструктура медленно, но верно убивалась. Даже разметка на полосу не наносилась. К 2018 году у аэроклуба «Полет» не осталось ни одного летающего борта. В 2019 году мы пришли на аэродром, создав парк-музей, и первым делом пошли к тогдашнему директору аэроклуба ДОСААФ с предложением возродить авиацию. Он нам сказал: «Мне это неинтересно, я не хочу, чтобы тут кто-то летал, мне так спокойнее». Мы начали предлагать другие варианты совместного использования полосы. В итоге появился частный аэроклуб, с которым ДОСААФ заключил договор по аренде полосы».

Взлетит ли «Полёт»?

В апреле 2022 года начальник Смоленского аэроклуба «Полет» Денис Гирник обратился к врио руководителя межтерриториального управления Росимущества Рустему Меметову с просьбой рассмотреть вопрос дальнейшего использования аэроклубом авиационной техники, которая, как и сам аэропорт, состоит на балансе ведомства. Самолеты АН-2Т и ЯК-52, стоящие на балансе ДОСААФ, требуют капремонта, еще один ЯК годится только под списание.

Как отмечает руководство «Полёта» в пояснительной записке, направленной в ДОСААФ России, потенциал аэроклуба не исчерпан, а положение аэроклуба хоть и сложное, но не критическое. Более того, есть возможности для развития. Например, дооборудовать для проведения соревнований, использовать инфраструктуру для авиамодельного спорта и испытаний БПЛА, оборудовать игровые поля для молодежных видов спорта (пейнтбол, страйкбол). В пользу сохранения аэродрома – и назначение земельного участка, изменить который нельзя без проведения публичных слушаний и общественного резонанса.

«Нам с владельцем аэроклуба удалось вернуть территорию в зону Т2 (объекты транспортной инфраструктуры), потому что она в новом генплане была ОД (общественно-деловая застройка). Потом объявился этот аукцион. На него зашли мы и москвичи. Но они задрали такой ценник, что мы перестали в него играть, потому что это выше нашей рентабельности. Мы, кстати, общались с арендатором, он сказал, что планировал эту землю отдать под застройку в перспективе. Мы сказали: «Это будет большой социальный взрыв, к тому же аэродром в аренде под целевое использование». Москвичи согласились, что нужно развивать здесь именно аэродром, а не жилой комплекс. И на этом дело заглохло», — рассказывает Кирилл Солок.

Аэродром необходимо сохранить, считает руководитель регионального отделения ДОСААФ России Юрий Трясунов. Однако в честные намерения москвичей он не верит.

«Мы находимся в не самом лучшем положении — и в финансовом, и с точки зрения технического состояния самолетов. Мы боремся за то, чтобы эти самолеты отправить на авиационно-ремонтный завод в Москве, все документы у нас для этого есть. Теперь нужно найти средства. Что касается утраченного нами безвозмездного пользования аэродрома «Южный» — мы считаем, что это было несправедливо в отношении нас со стороны Росимущества. Также считает ДОСААФ России. Мы будем просить военную прокуратуру Смоленского гарнизона оценить законность сделки по передаче в аренду этих объектов частной компании. Я считаю, что мы обязаны вернуть их и в дальнейшем отремонтировать наши воздушные суда. Что касается арендатора – то о нем ничего неизвестно. Размер арендной платы – 2,6 млн рублей в год. Но однозначно, не для использования в летной деятельности», — пояснил Smolnarod.ru Юрий Трясунов.

 

Высотки на глиссаде 

Что касается будущего аэродрома – то его инфраструктуру для малой авиации считают избыточной. В Смоленске не садятся пассажирские самолеты, для которых строилась 1,6 километровая взлетно-посадочная полоса, а для нужд малой авиации можно было бы построить грунтовую полосу где-нибудь в Смоленском районе. В функционирование аэропорта внесли коррективы и новостройки, которые возводят в районе глиссады, и которых год от года становится все больше. Видимо, поэтому аэродром лишился международного кода ICAN, который он имел ранее – UUBS. Теперь «Смоленск-Южный» — это посадочная площадка.

Пока вопрос будущего аэродрома «Смоленск-Южный» находится в подвешенном состоянии, частная авиация продолжает использовать его для своих нужд. Говорят, арендатор не чинит препятствий к осуществлению летной деятельности. А раз кроме частников в Смоленской области летать некому, вопрос целесообразности сохранения аэродрома будет стоять на повестке дня. Видимо, такая логика и у собственника земли в лице Росимущества. И если в ближайшие годы заинтересованная общественность в Смоленской области не сделает что-то убедительное для сохранения авиации, эта логика наверняка возобладает.

 

 

Источник

Top